Специалисты коллаборации BOSS нашли в юной Вселенной более 60-ти тысяч квазаров

14-11-2012, 11:47

Специалисты коллаборации BOSS нашли в юной Вселенной более 60-ти тысяч квазаров

Астрономам из коллаборации BOSS удалось обнаружить в ходе исследования так называемой юной Вселенной свыше 60-ти тысяч квазаров – активных ядер галактик, которые существовали в далеком прошлом, порядка 11,5 миллиардов лет назад. Результаты своей работы специалисты опубликовали в журнале Astronomy & Astrophysics.

Проект Baryon Oscillation Spectroscopic Survey является частью Слоановского цифрового обзора неба. Он был запущен в середине 2008-го года. Посредством данной коллаборации астрофизики стремятся найти акустические барионные осцилляции – акустические волны, являющиеся, по сути, отголосками зарождения Вселенной, результатом распространения которых стала неоднородность распределения материи. Для этого ученые исследуют спектр древнейших источников света, используя для этого спектроскопы крупной американской обсерватории под наименованием Апаш-поинт.

Американская научная группа под руководством Дэйвида Шлегеля из Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли провела исследование спектра 48-ми сверхдалеких квазаров, которые представляют собой активные ядра древнейших галактик.

Шлегель отметил, что квазары являются наиболее яркими объектами, которые можно увидеть на ночном небосводе. За счет этого они являются единственным надежным источником информации о спектре излучения для расстояний с превышающем 2 красным смещением, то есть удаленных на 10,4 миллиардов световых лет. Галактик на таком расстоянии, разумеется, многократно больше, чем квазаров, тем не менее, свет их слишком слаб для поиска барионных акустических осцилляций.

Специалисты сумели найти порядка 60-ти тысяч квазаров, удаленных от Земли на 11,5 миллиардов световых лет. Исследование проводилось посредством подключенного к телескопу Фонда Слоана спектроскопа в обсерватории Апаш-поинт. Согласно данным предварительных исследований, спектр 48-ми тысяч из них был достаточно четким для того, чтобы искать БАО.

Астрономов более всего интересовал один из ключевых спектральных компонентов исследуемых квазаров - лес Лайман-альфа. Это набор повторяющихся темных линий в спектре квазаров, который возникает в результате поглощения на пути к Земле молекулами водорода некоторой части их света. Интенсивность и густота данных линий может позволить определить плотность и примерное расположение газовых облаков, сквозь которые свет прошел при движении от квазара к Земле.

Категория: Космос